Йога как путь

йога«Йога — это свет, который если загорится, то уже не померкнет. И чем лучше Вы стараетесь, тем ярче пламя».

Слово «йога» образовано от санскритского корня «юдж», означающего «связь», «соединение», «скреплять», «сцеплять», а также «направлять, сосредоточивать внимание». Это истинное единение нашей воли с волей Абсолюта.

«Главная цель йоги — вернуть ум к простоте и покою и избавить его от суетливости и беспокойства. Покой же дается практикой асан и пранаямы. В отличие от других систем физической тренировки, напрягающих мышцы и кости, йога омолаживает тело, делая это постепенно и мягко.

Восстанавливая тело, йога освобождает ум от негативных чувств, рождаемых быстрым темпом современной жизни, с избытком дарит Вам надежду и оптимизм и помогает в преодолении препятствий на пути к совершенному здоровью и духовному удовлетворению. Она полностью перерождает Вас».— Пишет в своей книге «Йога. Путь к здоровью» Б.К.С. Айенгар.

Действительно, главная йоговская практика, которую мы сегодня наблюдаем, это асаны, или йоговские позы.

Асаны — это внешнее лицо йоги, и для большинства людей — их первый шаг по пути йоги. Корни асан уходят в такую традицию, как Хатха Йога. В этой школе асаны (позы), пранаяма (дыхание) и медитация образуют триединство духовных практик, которые направлены на развитие внутренних энергий.

ПатанджалиТрадиция Хатха Йоги уходит своими корнями в классическую йогу, сконцентрированную в йоговских сутрах великого мудреца Патанджали (200 г до н.э.). Он не был изобретателем йоги, Патанджали систематизировал и сформулировал долгую традицию йоги в виде афоризмов, охватывающих всю жизнь от законов правильного поведения человека до конечной цели и освобождения. Этот труд по философии йоги до сих пор остается лучшим и непревзойденным.

Йога Патанджали называется Аштанга Йогой, или восьмеричной йогой, где асаны — лишь один из уровней.

Восемь ветвей Аштанга Йоги таковы: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Это последовательные стадии в жизненном путешествии человека через йогу. Каждую ступень необходимо понять и следовать ей для достижения конечной цели Аштанга Йоги — освобождения собственного «Я».

Яма — общие этические принципы, соблюдение и следование которым необходимо в жизни. Яма напоминает нам о нашей ответственности и обязанностях как социальных существ и включает в себя пять принципов:

— ахимса — ненасилие, непричинение вреда
— астея — неворовство
— сатья — правдивость
— брахмачарья — целомудрие
— апариграха — отсутствие алчности, корыстолюбия.

Нияма — самоограничение, определяющее нормы морали и поведения. Это дисциплина, которая уносит инерцию и формирует желание следовать пути йоги. Принципы ниямы таковы:

— шауча — чистота, опрятность
— сантоша — довольство, удовлетворенность
— тапас — аскетизм, самодисциплина, усилия
— свадхьяя — исследование собственного «Я», изучение священных текстов
— Ишвара пранидхана — преданность Богу, отдача самого себя на милость Всевышнего.

асаныАсаны, или позы — это положение тела как единого целого с обязательным участием ума и души. Асаны способствуют выработке энергии. Нахождение в асане организует и распределяет эту энергию, а выход из асаны не позволяет ей рассеиваться.

В Йога-сутрах Патанджали говорится: «Рупа лаванья бала ваира самхананатвани каясампат». Это означает, что совершенное тело отличается красотой, изяществом и силой, сравнимыми с твердостью и блеском алмаза.

Выполняя асану, необходимо концентрировать внимание на внутреннем теле, направляя ум внутрь себя, развивая разум, чтобы сознание могло заполнить каждую клеточку нашего организма.

Патанджали четко говорит, что к пранаяме можно приступать только после освоения асан.

Пранаяму можно определить как «распространение и проведение жизненной энергии через контроль над дыханием». Она начинается с простого движения дыхания и учит следить за самим актом дыхания. В структуру пранаямы входят три компонента: вдох, выдох и задержка. Ими тщательно овладевают через удлинение дыхания и продление времени задержки. На самом деле это процесс направления энергии вовнутрь, отсоединения от чувств, для подготовки ума к пратьяхаре.

Пратьяхара позволяет покорить ум и чувства. В этом состоянии чувства отрываются от объектов желаний, ум освобождается от власти чувств и устремляется к душе. Пратьяхара, будучи результатом ямы, ниямы, асаны и пранаямы, готовит почву для дхараны, дхьяны и самадхи.

медитацияДхарана, дхьяна и самадхи взаимосвязаны и объединяются под общим понятием самьямы — интеграции тела, дыхания, ума, интеллекта и «Я». Когда в дхаране (концентрации) достигается устойчивость, она перетекает в дхьяну (медитацию). Когда медитирующий и объект медитации становятся единым целым, дхьяна перетекает в самадхи. Это состояние полного поглощения, слияния познающего, знания и познаваемого воедино. Хотя объясняется самадхи на интеллектуальном уровне, переживается оно на уровне сердца.

Б.К.С. Айенгар говорит:

«Практика йоги нацелена на преодоление ограничений тела. Йога учит нас, что цель жизни каждого человека — это внутреннее путешествие к собственной душе. И йога не только ставит эту цель, но и дает средства для ее достижения».

 

Могилевская Наталья Геннадьевна